Как спасти народ от тяжелого тарифного бремени ?

Мониторинг соответствия уровней тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и платежеспособности.

В последнее время наблюдается стремительное снижение реального уровня жизни населения нашей страны. Стоимость ВВП Украины снизилась в 2014 г. на 6,6 %, в 2015 г. на 9,9 %. В этот же период снизились реальные доходы населения: на 11,5 % в 2014 г. и на 22,2 % в 2015 г. Номинальные доходы граждан Украины в 2015 г. выросли на 15 %, однако инфляция в том же году составила 43,3 %, что в конечном итоге привело к снижению реальных доходов населения страны, определенных с учетом ценового фактора. В результате возросшие регулируемые тарифы, запаздывание индексации зарплат, ряд других факторов – все это существенно сдерживает восстановление экономического роста страны. По итогам первого квартала 2016 г., по данным официальной статистики, ВВП Украины, после существенного двухгодичного падения, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,1%.

Среди важнейших факторов, определяющих уровень жизни, особое место занимают тарифы на услуги ЖКХ. С 1.09.2016 г. в соответствии с Постановлением НКРЭиКУ № 220 от 26.02.2015 года на 25% повышены тарифы на электроэнергию, следует учитывать, что это очередной, но не последний этап повышения стоимость электроэнергии. Ранее было объявлено об изменении уровня тарифов на тепловую энергию и центральное отопление.

Проанализируем ситуацию в сфере ценообразования на услуги ЖКХ.

В условиях монопольного положения на рынке газа НАК «Нафтогаз Украины» формирование оптимальной рыночной цены не представляется возможным. Для оценки обоснованности и оптимальности уровня цены на газ для населения Украины, который формируется названным монополистом, необходимы достоверные данные о структуре себестоимости на данный вид услуг, отсутствующие в открытом доступе. Некоторые эксперты и специалисты газовой сферы обосновывают возможность и целесообразность установления цены за 1000 м3 на уровне 3500 грн. для населения и около 3000 грн. для теплокоммунэнерго как оптового покупателя. Формирование же тарифа для всех потребителей газа на уровне 6879 грн. за 1000 м3, безусловно выгодного для монополиста, означает повышение цен на горячую воду и отопление на 90%, т.к. в структуре себестоимости данных услуг велика доля стоимости топлива. Следует отметить, что повышение тарифов происходит на фоне сохраняющегося достаточно невысокого уровня качества предлагаемых услуг.

Средняя заработная плата в Украине в июле 2016 г. составила 5374 грн. Согласно предварительным расчетам, средний размер платежей за услуги ЖКХ для квартиры площадью 30 м3 без счетчиков будет 1667 грн. при условии проживания двух человек, что составит 15,5 % дохода семьи. Следует учитывать, что среднюю зарплату получают далеко не все. Кроме того, не все проживающие являются трудоспособными и занятыми. При минимальной зарплате расходы на услуги ЖКХ будут составлять 57,5 % семейного бюджета. Если в квартире проживает два пенсионера, получающих средний размер пенсии (3800 грн. на двоих), то стоимость услуг ЖКХ составит 44 % их семейного бюджета и 74 % – в случае, если два проживающих пенсионера получают минимальную пенсию. Естественно, показатели становятся еще более критическими, если украинцы проживают в двух- или трехкомнатных квартирах. В соответствии с прогнозными расчетами, минимальная сумма коммунальных платежей за двухкомнатную квартиру после повышения уровня тарифов на ЖКУ будет составлять более 3000 грн. Это обусловит то, что многие семьи будут не в состоянии оплачивать услуги ЖКХ при практически неизменном уровне доходов.

Для сравнения, в Норвегии среднемесячная зарплата составляет 3678 долл., среднемесячные расходы на ЖКХ – 400 долл. или 10,8 % заработной платы. В США расходы по ЖКХ составляют 350 долл. в месяц или 12,9 % заработной платы. Канадцы тратят на ЖКХ 7 % своего бюджета или 180 долл. В Великобритании при средней заработной плате в 2065 долл. на оплату коммунальных услуг уходит примерно 22 % В Германии на оплату коммунальных услуг при заработной плате 2720 долл. уходит в среднем 13,6 % или 370 долл. в месяц. В Латвии при средней заработной плате в 812 долл. на оплату ЖКХ тратится примерно 153 долл. в месяц или 18,9 %.

В сложившейся ситуации население Украины вынуждено будет активно оформлять права на получение субсидии. В практике других стран субсидии государства на оплату услуг ЖКХ получает 15 – 20 % населения. В прошлом году около 5 млн. семей Украины получили субсидии, примерно 9 % обратившихся за субсидиями получили отказ. В настоящее время субсидии получает около 6 млн. семей. В мае 2016 г. более половины обратившихся за субсидиями получили отказ. Прогнозная численность получателей субсидий в 2016 г. оценивается в 8-9 млн. семей. Однако с учетом нынешнего существенного повышения тарифов, как считают некоторые эксперты, соискателей субсидий будет около 11-12 млн. В бюджете на текущий год на эти цели заложено 35 млрд. грн. Однако реальная потребность в средствах на выплату субсидий будет гораздо больше. Существует высокая вероятность отказа значительной части семей в субсидировании тарифов, т.к. государство не в состоянии субсидировать оплату коммунальных услуг всех домохозяйств, нуждающихся в соответствующей помощи.

Соответственно вероятным является рост объемов неплатежей по тарифам ЖКХ, что является серьезной угрозой не только для отдельных экономических субъектов, но и для всей экономической системы Украины.

Для выхода из критической состояния, которое сложилось в системе формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, необходимы активные совместные усилия всех заинтересованных сторон.

В такой ситуации депутатский запрос народного депутата Украины С.В. Кивалова Премьер-министру страны В.Б. Гройсману с требованием отмены повышения тарифов на тепловую энергию и центральное отопление и инициатива Украинской морской партии по проведению социальной акции «Стоп тарифам!» являются безусловно актуальными, т.к. имеют целью освобождение граждан Украины от тяжелого тарифного бремени.